Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама

В действительности эти обе формы в творчестве Мандельштама нельзя назвать несоответственными, они контрастны друг другу и представляют собой полюсы единого целого. В раннем творчестве их сферы влияния строго разделены: Дышащая остроумием, полная неожиданных сравнений, метафор и гипербол художественная проза Мандельштама отличается контрастом динамики повествования с почти полным отсутствием развития сюжета. В основу известных нам прозаических произведений Мандельштама всегда положен какой-то отрывок из его воспоминаний: Тем не менее прозаические произведения Мандельштама никогда не носят типично автобиографического или мемуарного характера: Это не случайно, а сознательно -- не недостаток, а метод. Так создается жанр, в котором слиты содержание и форма. Был ли Мандельштам знаком с произведениями Кафки, осталось нам неизвестным, но сходство творческого метода обоих писателей очевидно: Иными словами, художественная проза Мандельштама опровергает часто встречающееся определение экспрессионизма в литературе как явления специфически немецкого. Помимо того сходства, которое почти всегда можно найти между двумя экспрессионистами, Мандельштама и Кафку связывает одинаковое ощущение жизни как процесса непрекращающейся борьбы между Великим Порядком и безбрежным хаосом.

Художественные особенности лирики О.Э. Мандельштама

Никакая часть данного сайта не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая Интернет, будь то текст, графика или иные формы подачи информации, если на то нет письменного разрешения владельца сайта. Бы не указали или неправильно указали:

известно, в поэтическом манифесте Верлена описание того, чем должна вложившего в хитрые шифры метафорики страх как много премудрости, . так в жизнь Мандельштама вошла тема государственности, жесткой и . Уже в раннем творчестве Мандельштама очень внятно заявляет о себе до.

, 08Восходишь ты в глухие годы, О, солнце, судия, народ. Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, В ком сердце есть — тот должен слышать время, Как твой корабль ко дну идет. Какова интонация этого стихотворения? Какими словами подчеркнута глобальность совершающегося? Но что в этом парадоксальное? Мандельштам прославляет непрославляемое сумерки свободы, великий сумеречный год, прославим роковое бремя, сумрачное бремя, невыносимый гнет.

В этом слышится и глубокая боль, и болезненная ирония. Обратим внимание и на цветовую палитру стихотворения ночь, сумерки густые, не видно солнца.

Жизнь и творчество Особенно интересна и одновременно сложна для восприятия интеллектуальная и философская поэзия акмеиста Осипа Эмильевича Мандельштама. В статье рассмотрены становления поэта, акмеистический период его творчества, сборники"Камень","","Вторая книга", прозаическая книга"Разговор о Данте", московский и воронежский циклы стихов. Осип Мандельштам родился 3 15 января года в Варшаве в семье зажиточного купца. Рос в Петербурге и Павловске, окруженный, с одной стороны, косной обывательской средой, а с другой — произведениями великой русской культуры.

Мандельштам получил блестящее образование.

ИДЕЯ ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА писатели, поднимавшие в своем творчестве тему дома, говорили о тоске по .. новый поэтический период Мандельштама. Атмосфера страха, неправды.

По конкретность их образности была уже иной, нежели в поэзии прошлого, века. Лирика Мандельштама, как и его друзей по Цеху поэтов, пережила и впитала в себя опыт символистов, прежде всего Блока, со свойственным им острейшим чувством бесконечности и космичности бытия. Но это отнюдь не простота заложенных в его лирике смыслов, обычно глубоко зашифрованных в образах. Ощущение ясности, прозрачности его художественного мира возникает от определенности очертаний предметов этого мира и отчетливости границ между ними.

Подобные свойства поэтического строя лирики Мандельштама связаны с философскими основами его творчества, со своеобразием его видения мира по сравнению с ближайшими предшественниками, поэтами блоковского поколения. Его тревогу вызывает цивилизация века, зараженная духом исключительности, нетерпимости и непонимания чужих миров. Поэтом движет пророческое предощущение таких подспудно зреющих в истории стихий, из которых со временем разрастутся чумные поросли идеологии насилия — не только немецкого нацизма, но и сталинской тирании.

Ни разу его лирический герой не явился нам в облике Дон — Жуана, поэтическую маску которого примеривали к себе почти все крупные поэты века — Блок, Брюсов, Бальмонт, Гумилев, Цветаева и др. Мандельштам сохранял верность духовному опыту прошедших эпох тогда, когда стало привычным склоняться перед предполагаемой правотой дня завтрашнего и признавать превосходство будущего над прошлым. В наш век, с его пристрастием ко всяческой новизне, динамике и переделкам мира и человека, Мандельштам был и оставался поэтом устойчивости — устойчивости мировой культуры, заветов общечеловеческой нравственности и эстетической преемственности.

Золотистого меда струя из бутылки текла Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела: Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни. Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама

Глубокой тишины лесной… В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой. В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Отношение Мандельштама к революции года было двояким: С по год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении.

``Мандельштам -- самое смешливое существо на . Поэтому творчество Овидия и Шенье как тема.

В жизни слова наступила героическая эра. Слово - плоть и хлеб. Оно разделяет участь хлеба и плоти: Рубеж времен - начало первой мировой войны. Начинался, по слову Ахматовой, сразу открывшей в себе именно тогда силу плакальщицы,"не календарный - настоящий двадцатый век". С тех пор, как в Бонапарта Гусиное перо направил Меттерних - Впервые за сто лет и на глазах моих Меняется твоя таинственная карта! Ему вспоминается"рукопожатье роковое на шатком неманском плоту", вообще"Россия Александра" одновременно, по принципу наложения, Россия Александра и Александра Пушкина, Россия европейская, классическая, архитектурная.

Пройдет несколько лет, и окажется, что"солнце Александра" - то, что дальше всего современности, от"сумерек свободы". Что пришло время окончательного прощания с ним. В году Мандельштам констатирует: Куда все это делось - вся масса литого золота исторических форм и идей?.. В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать"миру державному", вчувствоваться в его строй.

Он прощается с ним по-своему - перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. Как в стихотворении"Домби и сын" ему случилось дистиллировать как бы из всех диккенсовских романов единые"метасюжет" - отчасти наподобие того с.

Курсовая работа: Культурно-исторические образы в поэзии О. Мандельштама

Все не прочтет пустотелую книгу Черной кровью запекшихся глин. Язык Армении неотделим ни от ее бытия, ни от ее природы, ни от ее трагической истории. Путь поэта требует не меньшего мужества, чем плавание морехода. Странствия во времени таят не меньшие угрозы, чем рифы и бури. Нет, никогда ничей я не был современник, Мне не с руки почет такой.

Урок литературы по творчеству Осипа Мандельштама. Тема:"Одинокий века через осознание индивидуальности поэтического мира Мандельштама. . Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски.

Бушман Ирина Николаевна . Илья Эренбург свидетельствует также о мастерском умении Мандельштама смешить других, даже при далеко не смешных ситуациях. Гумилев называл Мандельштама ходячим анекдотом. Не отрицая ни остроумия, ни смешливости Мандельштама, Адамович поясняет: Для Мандельштама смех, не горький, саркастический, а искренний, из души рвущийся смех, был не столько зависящим от внешних обстоятельств, сколько чем-то самостоятельным, заставляющим отступать на задний план не только серьезность, но и грусть и даже страх.

Есть много видов страха, от священного трепета перед Божеством до дрожи отвращения при виде паука. Мандельштам защищался от хаоса бытом… Быт Мандельштама заключался в его любви к самым простым вещам: Возмущенный злом, Мандельштам был способен совершить самые неожиданные и самые опасные поступки и не задумывался над тем, к чему они его приведут. Источником этого мужества было человеколюбие Мандельштама, которое не имело ничего общего с абстрактной теоретической любовью к грядущим поколениям, будто бы требующей принесения человеческих жертв из рядов современников, а было подлинным гуманизмом, своеобразной возвышенной и принципиальной нежностью к человеку прошлого, настоящего и будущего, к человеку как таковому.

О нежности души Мандельштама, но уже в ином значении, о ее легкой уязвимости и почти полной беззащитности рассказывает В. Ирина Одоевцева устанавливает тесную связь между нежностью Мандельштама к людям и едва ли не самым упорным из мучивших его видов страха, страхом не быть любимым окружающими как поэт или как человек.

Именно из этого источника возникали и робость Мандельштама перед женщинами, и боязнь одиночества. Неясность была одним из самых основных, неотъемлемых свойств его характера очевидно, поэтому оказался счастливым, вопреки ожиданию большинства друзей, его брак , но Мандельштам этого свойства стеснялся, пытаясь, впрочем довольно безуспешно, его скрывать. Только в поэзии, где над бездной античного хаоса возводилось невесомое и непоколебимое здание Божественного Порядка, позволялось нежности откинуть с лица покрывало.

Судьба и творчество О. Э. Мандельштама

Я слушаю моих пенатов Всегда восторженную тишь [34]. Ахматова полагала, что у Мандельштама нет учителя. Между тем одного из учителей его можно назвать без колебаний.

Осип Мандельштам. Философия слова и поэтическая семантика Ожидание Сусанны – вариация на тему «нет любви и страха». . Малларме. Мандельштам тяготел к этой поэтике на всем протяжении своего творчества »[56].

Не для черных душ и низменных святош Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи В черном бархате всемирной пустоты. Все поют блаженных жен крутые плечи, А ночного солнца не заметишь ты. Нельзя дышать, и твердь кишит червями И ни одна звезда не говорит Для поэта страшнее внешней угрозы — угроза потерять чувство внутренней правоты, усомниться в своем отношении к слову.

Этого не сравнить ни с какими неуютными обстоятельствами. Конечно, внутренняя угроза в конечном счете тоже связана. Как мертвый шершень возле сот, День пестрый выметен с позором. И ночь-коршунница несет Горящий мел и грифель кормит. С иконоборческой доски И, как птенца, стряхнуть с руки Уже прозрачные виденья! Затем Мандельштама постигает творческий кризис: Дело не в морали, дело в поэзии. Заступаясь за приговоренных к смерти, он не знал, что вскоре заступничество понадобится ему самому.

"Помоги, Господь..." - Осип Мандельштам